Дивертисмент — изначально музыкальный термин, которым обозначали ряд небольших развлекательных произведений для ансамбля или камерного оркестра. Позже дивертисментами начали называть и танцы, поставленные на такие пьесы.

Вставлять в музыкальный спектакль дивертисмент - набор танцев, которые не влияют на развитие сюжета, - французская придворна практика, сохранившаяся вплоть до 20 века как на сценах театров, так и мюзик-холлов. Цель дивертисмента - прежде всего развлекательная, однако, по тому, кто и что танцует, можно понять контекст эпохи и места.

Самый частый мотив для дивертисмента - танцы разных (иногда выдуманных) народов. Так как изначально балет - искусство, поддерживаемое, государем, то дивертисмент мог выражать его политические амбиции или служить инструментом пропаганды. Например, в 1864 году в Петербурге французский балетмейстер Артюр Сен-Леон поставил пышный спектакль по русской сказке «Конек-Горбунок» и в последнем акте ввел танцы 22 народностей, которые, объединившись, прославляли царя.

Еще одна причина, по которой дивертисмент закрепился в балетных спектаклях - танцовщицы, потеснившие на сцене мужчин в эпоху романтизма. Часто вариации ставили под конкретных солисток, чтобы показать их в наиболее выгодном свете. Так посреди спектаклей вдруг появились серии танцев драгоценных камней, жемчужин, фей, сладостей.