Основоположником неоклассического балета принято называть Джорджа Баланчина - его "Аполлон Мусагет" считается первым в своем роде потому что в его основе - античный, классицистский сюжет, а классический танец очищен от визуальных наслоений предыдущей эпохи.

Про сюжет Баланчин вскоре забудет вовсе: его неоклассика целиком про прозрачность формы и слияние танца с симфонической музыкой. Конфликт происходит внутри композиции и не обусловлен фабулой. За приставку "нео" отвечают немыслимая прежде скорость движения, в том числе на пуантах, и менее строгое отношение к классическим позициям и позам. Неоклассический балет допускает "завернутость" в бедрах, коленях и стопах, свободу в движении корпуса, рук и бедер, нетипичный для классического танца, "обытовленный" шаг и бег.